Поправки в УПК РФ: правительство уточняет нормы о выдаче иностранных преступников и подозреваемых
Меры пресечения в отношении выдаваемого Статью 466 УПК законопроектом также предлагается изложить в новой редакции, которая конкретизирует положения, определяющие порядок избрания в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, сроки задержания и содержания под стражей данного лица, а также положения об отмене, изменении избранной меры пресечения и обжаловании решений по вопросам, связанным с избранием, применением или изменением мер пресечения. Так, согласно законопроекту вопрос о применении меры пресечения в отношении лица, выдача которого запрашивается, решается прокурором в соответствии с требованиями главы 13 УПК. Это позволит избирать в отношении названного лица с учетом его личности и обстоятельств дела любую из мер пресечения, указанных в статье 9В УПК, а не только в виде заключения под стражу. При этом меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу применяются по решению суда Российской Федерации в порядке, установленном статьями 106 - 108 УПК, за исключением случая применения меры пресечения в виде заключения под стражу на основании решения судебного органа иностранного государства. До избрания меры пресечения данное лицо может быть задержано без судебного решения на срок не более 48 часов. Законопроектом ограничивается до 2 месяцев срок содержания под стражей лица, выдача которого запрашивается, на основании решения судебного органа иностранного государства. Указанный срок, а также срок содержания под стражей, установленный судом Российской Федерации при избрании данной меры пресечения, могут быть продлены судом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 109 УПК, по мотивированному ходатайству прокурора. Предельный срок содержания под стражей выдаваемого лица не может превышать срок, установленный статьей 109 УПК, для преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, соответствующих категории преступления, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче. Законопроектом предусмотрена также возможность отмены или изменения избранной меры пресечения по основаниям и в порядке, установленным статьей 110 УПК. Например, если длительное время решается вопрос о признании лица беженцем или о предоставлении ему убежища в Российской Федерации или в Европейском Суде по правам человека рассматривается жалоба по вопросу выдачи этого лица, и Российской Федерации предписано воздержаться от его выдачи. Вместе с тем с целью обеспечения фактической передачи лица иностранному государству во исполнение решения о выдаче законопроект предусматривает возможность применения в отношении данного лица, в том числе повторно, меры пресечения в виде заключения под стражу. Решение суда или прокурора о применении в отношении выдаваемого лица мер пресечения может быть обжаловано.